История Казатина до Первой мировой войны (возникновение города)

Казатинский Вокзал 1913г

Казатинский Вокзал 1913г

Возникновение Казатина связано со строительством Киево-Балтской (Одесской) железной дороги. В июле 1870 закончено строительство ветки от станции Казатин в Бердичев. Название станция получила от соседнего села Казатин (теперь с. Казатин Казатинского района). Одновременно с железной дорогой строился рабочий поселок Казатин. 7 июля (по старому стилю) 1874, по ходотайству помещика Марьяна Васютинского, он отнесен к категории городов (Бердичевского уезда Киевской губернии). Эта дата послужила поводом для современного празднования дня города.

В 1878 году в городке открыли одноклассное народное училище, которое только в конце 90-х годов, позапрошлого столетия преобразовано в двухклассное. В начале 80-х годов XIX в. в городке было 76 дворов.

Название населенного пункта Казатин, по версии краеведа П.Ф. Мельника, происходит от словосочетаний коз- казак (свободный человек), пяти-н (владения), то есть казацкое владения. В словаре Королевства Польского .. “за 1883 указано, что в освободительных войн Казатин носил название Гуйва или Гульва, как и река, на которой оно разместилось. По версии историка и архивиста С. В. Вильчинаской из воспоминаний старожилов, название Козачий тин на старославянском достаточно часто встречалось в церковных источниках села Глуховцы.

Близость железной дороги, потребность в обслуживании железнодорожного узла способствовала быстрому росту Казатина. С 1888 до 1890 года продолжались работы — расширялась станция, строился новый вокзал проект которого составил архитектор В.И.Куликовський. Казатинский вокзал был одним из самых красивых на Юго-Западной железной дороге. В 90-х годах XIXв. Казатин стал большой станцией. Отсюда отправлялись поезда на Брест, Одессу, Умань. В среднем в год с Казатина вывозилось 30400 тыс. пудов различных грузов.

Валерий Иванович Куликовский (1835-1910) гг.

Валерий Иванович Куликовский (1835-1910) гг.

По сравнению с нынешними, поезда были маломощными. Поезд состоял максимум из 30 двухосьных вагонов, его вес не превышал 480 тонн. Состав обслуживало несколько кондукторов. По сигналу машиниста кондуктор крутил ручку тормоза. Средством связи между машинистом и главным кондуктором была обычная веревка, с ее помощью с паровозной будки передавались сигналы. «За одну поездку так накрутишься, едва дойдешь домой, — вспоминает бывший главный кондуктор, пенсионер А. Н. Довгалюк, — нашему брату кондуктору приходилось находиться в поездке почти все 24 часа в сутки. После этого — только трехчасовой отдых на обратном пункте».

Мастерские службы подвижного состава в 1906 году обслуживали 483 человека. В них насчитывалось 26 станков, один локомобиль. Простой паровозов на ремонте длился от 360 до 450 дней.

С ростом железнодорожного узла увеличилось количество рабочих. Положение их было тяжелым, а заработная плата — низкой. Рабочий день длился 12-16 часов. За любую вину из рабочих взимали большие штрафы. Уже в 1871 году в Казатине состоялась первая забастовка стрелочников. Они требовали улучшения своего положения. В октября 1885 года года вновь забастовали стрелочники, требуя сокращения чрезмерно долгого рабочего дня. В забастовке принимали участие почти все стрелочники (47 из 52). Приказ администрации об увольнении с работы не запугал бастующих, и, твердо стоя на своем, они добились определенных уступков.

Другие категории железнодорожников также включались в борьбу, создавали свои организации. 1903 года в Казатине уже существовала социал-демократическая группа, которая была связана с «Искрой». Организатором ее был инженер Д.Д.Тиц. В группу входили машинист М.Л.Валдаев, мастер дистанции пути Н.И.Голембиовский, телеграфист П.Вышинский, конторщик В.В.Рабчинский, учительница В.Тиц. Казатинские социал-демократы помогали транспортировать «Искру» в Киев. В Казатине также распространялась ленинская газета. Когда вышла работа В.И.Ленина «К деревенской бедноте», группа распространила ее в окружающих селах.

Узнав о революционных событиях 1905 года, первыми в Казатине выступили с экономическими требованиями неимение обеспеченные — угольщики и дровоклады. Они требовали сокращения рабочего дня до 9 часов и повышение дневного заработка до 70 копеек. В феврале 1905 забастовали телеграфисты, которые добивались улучшения бытовых условий, права на отпуск, оплаты на время нетрудоспособности из-за болезни и тому подобное. Власти наконец признали, что заработная плата большинства железнодорожных служащих тогда была недостаточной.

Весь рабочий коллектив станции Казатин принял участие во Всероссийской политической забастовке в октябре 1905 года. А 20 ноября состоялись бурные собрания протеста против манифеста 17 октября. Звучали лозунги: «Долой самодержавие!», «Да здравствует демократическая республика!».

Руководители забастовочного комитета в декабре 1905 года - братья М. Л. и В. Л. Валдаевы.

Руководители забастовочного комитета в декабре 1905 года – братья М. Л. и В. Л. Валдаевы.

Массовые собрания рабочих, созванные 27 ноября 1905, превратились в общеполитический митинг. Выступавшие говорили о непереносимость полицейских порядков, настаивали на проведении забастовки, чтобы заставить власть уважать рабочие права. В ночь на 9 декабря 1905 жандармы арестовали В.В.Рабчинского, П.Вишинского, М.И.Голембиовского, а вскоре и Д.Д.Тица, но сорвать забастовку им не удалось. Рабочие Казатинского узла забастовали, выдвинув требования об установлении 8-часового рабочего дня, увеличение заработной платы и тому подобное. Администрация не захотела их выполнять, и рабочие продолжыли забастовку. Движение поездов по станции Казатин прекратился во всех направлениях. В городке прошли митинги, трудящиеся выступали в поддержку страйкующих. Хотя администрация и жандармы стремились, во что бы то ни стало, сломить сопротивление забастовщиков, сделать это им не удалось. К рабочим присоединились телеграфисты, мелкие служащие. Забастовка стала всеобщей. Забастовочный комитет, избранный железнодорожниками, возглавили братья Валдаевы — член социал-демократической группы Михаил Леонтьевич и помощник машиниста Василий Леонтьевич. 12 декабря жандармы применили оружие против бастующих. Были убиты четыре рабочих, четырех ранено. Погибли от пуль братья Валдаевы. Расстрел забастовщиков вызвал новую волну гнева и возмущения. Железнодорожное движение не восстанавливалось. Состояние «усиленной охраны», объявленный 13 декабря 1905 властями, отменили только 18 января 1906.

Двухклассное железнодорожное министерское училище, построенное в 1896 г. .. (современная школа №2). Рядом Церковь Вознесения Господня.

Двухклассное железнодорожное министерское училище, построенное в 1896 г. .. (современная школа №2). Рядом Церковь Вознесения Господня.

В годы реакции Казатинская социал-демократическая организация поддерживала связи с киевскими большевиками-железнодорожниками. Корреспонденция с Казатин была опубликована в мае 1908 газетой «Железнодорожный пролетарий» (орган узлового бюро РСДРП ЮЗЖД). Большевики готовили трудящихся к новым революционным выступлениям.

В первое десятилетие XX в. существенных сдвигов в деле общего образования в Казатине не произошло. В городке было только одно двухклассное народное училище, несколько увеличился контингент его учеников. 1909 вблизи Казатина открыто агрошколу, первый выпуск агрономов состоялся в 1912 году.

Информация взята из книги Історія міст і сіл Української РСР. — Київ : Головна редакція УРЕ АН УРСР и с сайта Музея Истории Казатина.