Члены Совета рабочих депутатов Казатинского железнодорожного узла. 1920

История Казатина до Второй мировой войны

Отстояв Советскую власть, трудящиеся Казатин энергично взялись за восстановление народного хозяйства. Рабочие сверхурочно и бесплатно ремонтировали паровозы. В августе 1920 года 29 человек отремонтировали паровоз «Щ» № 3006, на котором сделали надпись: «Мы трудом сознательных мастеровых-казатинцов создали этот подвижной памятник в честь красных героев, павших за освобождение трудящихся Украины и всего человечества». До конца года в депо было отремонтировано 165 паровозов. Железнодорожники выходили и на воскресники заготовки дров для железнодорожного транспорта.

Члены Совета рабочих депутатов Казатинского железнодорожного узла. 1920
Члены Совета рабочих депутатов Казатинского железнодорожного узла. 1920

Внимание советских органов и общественных организаций была сосредоточена не только на экономике. С апреля 1921 волревком издал приказ о национализации театров «Экспресс» и «Аудитория». Отдел народного образования организовал украинский и русский актерские труппы. Разворачивалась работа и по созданию кружков художественной самодеятельности, в частности синеблузникив. 150 комсомольцев учили грамоте неграмотных.

4 августа 1921 в Казатине создан комитет помощи голодающим Поволжья и юга Украины. В Татарскую АССР от трудящихся Казатина и волости отправлено 5 вагонов хлеба и других продуктов. Транспорт сопровождала делегация работников города.

По новому административному делению 1923 года, Казатин стал районным центром. Тогда же проведено и расширение границ города. 1925 года в нем насчитывалось 887 домов, 11 193 жителя.

Росли ряды коммунистов. В январе 1924 года Казатинская территориальная парторганизация состояла из 17, а партячейка железнодорожного узла из 46 коммунистов. За время ленинского призыва в территориальной организации вступило 10 человек, к узловой – 48 рабочих. Партийная ячейка железнодорожного узла осуществлял шефство над 6 селами района. Коммунисты еженедельно выезжали в села, читали доклады, помогали наладить культурно-просветительную работу, присылали крестьянам книги и газеты.

В годы восстановления народного хозяйства улучшилось медицинское обслуживание жителей Казатин.

Рабочие, 1927
Рабочие, 1927

В местной больнице было 20 коек, работали 2 врача, 2 фельдшера и акушерка, начал действовать противотуберкулезный диспансер. При станции открыта больница на 30 коек и поликлиника.

Волостная комиссия реорганизации школ в 1922г открыла в Казатине пять школ. Было также открыта школа рабочей молодежи, которую впоследствии реорганизовали на школу ФЗО. Агрошколу превратили в технологический техникум. Он стал настоящей кузницей специалистов сельского хозяйства и мясо-молочной промышленности.

С 1929 года стала издаваться районная газета «Коллективный труд». Еще в годы восстановления народного хозяйства началось техническое перевооружение Казатинского железнодорожного узла. Стрелочные переводы, обслуживаемые вручную, заступила надежная механическая централизация стрелок, была создана станционное блокировка, начали строить полуавтоматические блокировки на перегонах. Розформирование поездов теперь продолжалось один час, а вес их доведено до 800 тонн. На начале 30-х годов суточный вагонооборот по станции доведено до 2 тыс. вагонов. Перелом в реконструкции узла стал 1936 год. Вагонное хозяйство перевели на автоматические тормоза, получили новые машины, а в следующем году – мощные паровозы, благодаря чему вес поездов довели до 2 тыс. тонн. На железнодорожном узле создали новое предприятие – вагоноремонтный пункт.

В период первых пятилеток и реконструкции народного хозяйства в Казатине выросли и другие отрасли промышленности, в частности было построен птицекомбинат, в 1933 году вступила в строй новая тепловая электростанция. Через два года запущен хлебзавод.

Трудовой энтузиазм рабочих оказывался в социалистическом соревновании. Машинисты паровозов Наркевич и Сидорчук 1932г. добились первенства во всесоюзном конкурсе локомотивных бригад. Рабочие комплексной бригады Казатин, возглавляемой Д.А.Терентьевым, добились значительного сокращения рабочего времени при выполнении операций формирования поездов. Казатинские комсомольцы выступили инициаторамы всесоюзного конкурса комсомольских паровозов в честь XVII съезда ВКП. По инициативе комсомольцев было организовано комсомольско-молодежнуая смену в составе 80 молодых специалистов.

За выдающиеся производственные свершения 1939г орденом Трудового Красного Флага награжден начальник Казатинского отделения движения П.С.Карповке и машиниста депо Г.П.Либа.

С развитием промышленности и транспорта рос и сам город. 1939г население его составляло около 20 тыс. человек. В 1936 году открыто среднюю медицинскую школу, через два года – общеобразовательную среднюю школу, в новом трехэтажном доме. Чуть позже состоялась реорганизация школы ФЗО в железнодорожное училище, которое готовило транспортников различных специальностей. Открыт новый, хорошо оборудованный культмаг. Книжный фонд Казатинской районной библиотеки превышал 15 тыс. томов.

Информация взята из книги Історія міст і сіл Української РСР. — Київ : Головна редакція УРЕ АН УРСР. Изображения взяты с сайта Музея Истории Казатина.

Майбутні події

No upcoming events