Уже в январе 1944 года возобновил работу птицекомбинат. Через год на комбинате был запущен меланжевый цех. Быстрыми темпами восстанавливался Казатинский железнодорожный узел – в течение 1945 вступило в строй 38 объектов. В 1944 году создано новое предприятие-мостопоизд № 1, который в течение нескольких лет построил на всем Правобережье 25 мостов и много других железнодорожных сооружений.
Вместе с восстановлением предприятий шло и возрождение города. В течение трех лет, прошедших после освобождения, было отремонтировано и построено заново 114 жилых домов, помещения средней школы и большинства районных и городских учреждений, отремонтировано твердое покрытие улиц, благоустроены городской парк им. Пушкина, посажено много деревьев. В 1949 году возобновил работу Казатинский технологический техникум. Уже в следующем году состоялся первый выпуск специалистов.
В течение 50-х лет росла промышленность Казатина – появились кирпично-черепичный завод, промкомбинат, районный пищекомбинат. За время семилетки запущен в действие маслозавод. К 1962 году завершен первый этап технического перевооружения железнодорожного узла – осуществлен переход на тепловозную тягу. Одновременно начались работы, связанные с электрификацией Козатинского участка, который является составной частью электрифицированной магистрали Донбасс-Чоп.
Лучше стали использовать технику, внедряли передовой опыт. Творческое отношение к труду, глубокая заинтересованность в успехах предприятия оказались в постоянно возрастающем количестве рационализаторских предложений, внесенных рабочими. Только в депо, в 1956г введено 18 предложений, а в 60ые года на Казатинском участке железной дороги внедрено более 10 000 рационализаторских предложений и усовершенствований. За выдающийся вклад в технический прогресс главному механику локомотивного депо М. Ю. Сенику присвоено почетное звание заслуженного рационализатора УССР. Он усовершенствовал калориферную установку для сушки тяговых двигателей электровозов. При его участии модернизировано конструкцию нескольких станков, подъемных кранов и механизмов. Всего на счету М. Ю. Сеника 180 рационализаторских предложений.
Коллектив локомотивного депо неоднократно получал переходящее Красное знамя Совета Министров СССР и ВЦРПС3. Старшему машинисту паровозного депо Казатин-1 Д. П. Павленко присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Железнодорожники и рабочие других Казатинский предприятий включились в движение за коммунистический труд. Если в 1960 году лишь одной из бригад Козятинского локомотивного депо было присвоено звание бригады коммунистического труда, то уже 1963 все депо стало предприятием коммунистического труда. В 1965 году Казатинский участок железной дороги завоевал первенство во всесоюзном социалистическом соревновании железнодорожников. Ему присуждена переходящее Красное знамя Министерства путей сообщения СССР и ЦК профсоюза железнодорожников.
Восьмая пятилетка – период бурного технического прогресса. На Казатинском железнодорожном узле ввода в эксплуатацию электровозов позволило повысить вес поездов на 1 тыс. тонн. Введение мощной тяги вызвало потребность в реконструкции верхнего строения пути – на железобетонных шпалах проложены рельсы тяжелого типа.
Управление всеми стрелочными переводами осуществляется теперь с пункта дежурного по станции с помощью электрической централизации. За восьмую пятилетку объем механизированной разгрузки и погрузки вырос до 65%. Комплексная механизация значительно повысила пропускную способность узла.
Большие изменения произошли и в мастерских вагонного депо – здесь также введена комплексная механизация и автоматизация. Соответственно изменилась и технология ремонта вагонов.
Локомотивное депо им. братьев Валдаевых имеет просторные светлые цеха, оборудованные уникальным оборудованием. Для оперативного руководства технологическим процессом внедрены современные средства связи между основными и вспомогательными цехами – в диспетчерской оборудован пульт управления, световое табло, промышленную телевизионную установку, а в цехах за ходом работ следят телекамеры.
Сетевое планирование производственного процесса внедрены в локомотивном и вагонном депо, на энергоучастке и других предприятиях узла. С введением сетевого графика значительно ускорились ремонтные работы во всех звеньях железнодорожного хозяйства.
Благодаря научной организации труда на узле успешно используется электронно-вычислительная техника в планировании перевозок, комплексной механизации погрузочных работ, скоростного строительства путей. Коллективами инженерно-технических работников станции и дистанции сигнализации и связи создана новая система обработки документов на прибывающие поезда. В локомотивном депо работает совет по вопросам эстетики. По ее инициативе в цехах созданы наиболее благоприятные условия для работы: стены окрашены в светлые цвета, украшено картинами, во всех цехах много цветов. Молодежь, работая здесь, не может даже представить, что когда-то депо было скоплением копоти, пыли, грязи.
Новая техника в корне изменила и труд железнодорожников, исчезло немало старых специальностей: стрелочник, сцепщик, кочегар, а появились новые: сигналист, телетайпист, техконторник – накопитель, электромеханик – контактчик. На базе предприятий Казатинского железнодорожного узла периодически работают школы передового опыта – всесоюзные и республиканские. Хороших успехов добился в годы восьмой пятилетки Казатинский птицекомбинат.
В 1966 он был представлен на Всемирном конгрессе птицеводства в Киеве. Его продукция была удостоена диплома 1-й степени и медали. Не менее успешно работал коллектив Казатинского маслозавода. Включившись в социалистическое соревнование в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина завоевал в первом квартале 1968г первое место среди предприятий мясо-молочной промышленности республики. Ему вручено переходящее Красное знамя Совета Министров УССР и Украинского республиканского совета профсоюзов.
Коллективы транспортных и промышленных предприятий Казатина успешно справились с выполнением заданий восьмой пятилетки и рапортовали о досрочном завершении планов. За пятилетие в городе построено 39 производственных, бытовых и культурно -образовательных объектов.
В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина 2328 передовиков производства, работников культуры и образования, ветеранов труда Казатина награждены медалями «За доблестный труд. В честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина ».
Все красивее становился город. Упорядочивались улицы, озеленялись площади, скверы, приусадебные участки. На окраине Казатина за послевоенное время выросло новый поселок железнодорожников им. Ватутина. (предположительно идет речь о с. Зализнычное). Индивидуальные застройщики построили здесь 1150 домов. Отмечая 50-летия Советской власти, железнодорожники заложили новый парк.
Жители города чтят память героев-патриотов, павших в борьбе с фашизмом. Здесь установлены памятники отважным подпольщикам и павшим на фронтах. Именами подпольщиков И.Сербина,
Г.М.Кондрацкого и Героя Советского Союза В.М.Подгорбунского названы улицы в Казатине.
Город расширялся с каждым годом. За 60тые годы выросли новые улицы: Московская, Киевская, Харьковская. Заселились более 41 тыс. кв.м жилой площади. По генеральному плану застройки города на конец девятой пятилетки Казатин стает одним из самых красивых городов области. Планом предусмотрено строительство 48 различных объектов, в том числе предприятий переработки сельскохозяйственных продуктов, а также полную газификацию города.
В городе работают два комбината бытового обслуживания населения, 5 столовых, ресторан, кафе,
40 промтоварных и продовольственных магазинов. Сооружено трехэтажное здание центрального универмага. С 1958 года в городе курсируют автобусы. В Казатине есть 2 больницы на 330 коек, районная поликлиника, противотуберкулезный диспансер на 50 коек. В них работают 107 врачей, 30 фельдшеров, 238 медсестер.
Ежегодно 500 Казатинских железнодорожников с семьями отдыхают в своем пансионате на берегу Черного моря, каждый выходной день гостеприимно открывает двери однодневного дома отдыха вблизи с. Медведовки. Для детей транспортников в живописных местностях открыто два пионерских лагеря.
В 1969/1970 учебном году действовали 9 средних и восьмилетних школ, в которых обучалось 5710 учащихся. С 1957 года работает музыкальная школа, также профтехучилище. Учителей в городе – 326. Около 50 лет трудилась на ниве народного образования учительница А.Н.Бондарчук, ей присвоено звание заслуженного учителя Украинской ССР, награжден орденом Ленина. Проявляя высокое доверие народной учительнице, трудящиеся города неоднократно избирали его депутатом Винницкого областного Совета. Она избиралась членом ЦК профсоюза работников начальной и средней школы УССР, участвовала в республиканской и всесоюзной конференциях сторонников мира.
Значительная часть жителей Казатин работала в различных общественных организациях, только группы содействия народному контролю охватывали 4 тыс. человек. Партийных организаций в городе – 58, коммунистов – 2500. На многих предприятиях были созданы комсомольско-молодежные коллективы – хорошая школа трудового воспитания молодежи. Всего комсомольских организаций в городе было 48, у них на учете более 2600 комсомольцев. Сотни жителей города любят спорт, они объединены в 32 физкультурные коллективы. Особой популярностью пользуется народный университет физкультуры и спорта, который в 1965 году завоевал первое место в республиканском и второе – во всесоюзном смотре-конкурсе. В городе построен дворец спорта и бассейн.
Трудящиеся повышают свои знания в народных университетах культуры, здравоохранения, технического прогресса, экономических знаний, в университете для родителей. Настоящими очагами культуры в городе является железнодорожный клуб им. братьев Валдаевих и районный дом культуры. Здесь работают лектории, музыкальные студии, кружки художественной самодеятельности, демонстрируются кинофильмы, выступают артисты театров Украины. В городе есть районная, городская и детская библиотеки. Только районная библиотека имеет более 50 тыс. томов. Был построен новый широкоэкранный кинотеатр «Мир» на 600 мест. В строительстве его активно участвовала общественность. С 1967 года при локомотивном депо действует музей революционной, боевой и трудовой славы, экспозиция которого отражает героическую историю рабочего коллектива. На митинг по поводу открытия музея прибыли ветераны депо, комсомолец 20-х годов контр-адмирал Л.Ф.Колышев, член КПСС с 1917 года М.И.Мельник и другие земляки. Более 70 работников транспорта награжден значком «Почетному железнодорожнику». Двадцать ветеранов труда – кавалеры ордена Ленина. Торжественно отметили железнодорожники в октябре 1971 года столетия основания локомотивного депо.
Уроженцами Козятина является поэт В.К.Карпеко, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Львовского сельскохозяйственного института И.Д.Нечипорук. Начинали свой трудовой путь в Казатине профессор Московского авиационного института Г.Г.Гахун, член-корреспондент АН УССР Б.М.Бабий, маршал артиллерии Ю. П. Бажанов.
Информация взята из книги Історія міст і сіл Української РСР. — Київ : Головна редакція УРЕ АН УРСР. Изображения взяты с сайта Музея Истории Казатина.