Иванов, Виктор Михайлович – известный украинский кинорежиссер, сценарист и писатель, лауреат Государственной премии им. А. Довженко постановщик комедии «За двумя зайцами» и многих других фильмов. Родился 13 февраля 1909г, в г.Казатин, в семье фельдшера железнодорожной больницы.
В 1936 г. Окончил Всесоюзный государственный институт кинематографии (мастерская Сергея Эйзенштейна). Во время Второй мировой войны воевал в рядах Красной армии, был ранен. Работал на Свердловской, Вильнюсской, Каунасской киностудиях. С 1950 года – режиссер-постановщик Киевской киностудии имени Довженко. Был членом Союза писателей Украины (с 1956 г.) и Союза кинематографистов Украины.
Умер Виктор Михайлович 18 июня, 1981 года в возрасте 72 года.
На доме, где родился режиссер во время празднования дня города была открыта мемориальная доска.
Воспоминания сына
Жизнь известного кинорежиссера лауреата государственной премии им. А. Довженко, постановщика комедии «За двумя зайцами» Виктора Иванова в воспоминаниях сына оператора Михаила Иванова.
18 июня 2016г проходит 35 лет с тех пор, как оставил этот мир наш известный земляк, уроженец города железнодорожников, который рос в семье домохозяйки и фельдшера железнодорожной больницы, украинский кинорежиссер, мастер украинского комедиографии, лауреат государственной премии имени Александра Довженко, участник второй мировой войны Виктор Иванов. В Казатине в 2007 году. на день города увековечили имя выдающейся личности, торжественно открыв на здании, где родился будущий кинорежиссер, бывшей железнодорожной аптеки мемориальную доску. В музее истории города, при содействии сына режиссера, жителя Киева, оператора и преподавателя Киевского института кинематографии имени Карпенко-Карого Михаила Иванова воспроизведен уголок о жизни и деятельности данной личности. Благодаря киевлянину в Казатине состоялась в свое время встреча с талантливым потомком, было снято документальное кино, которое демонстрировалось на канале «Культура», а фонды музея пополняются множеством материалов. Недавно нам посчастливилось познакомиться с воспоминаниями сына Михаила Иванова, опубликованными в 2009 году по случаю 100-й годовщины со дня рождения кинорежиссера в газете «Факты» под авторством Владимира Шуневича.
Потомок кинорежиссера в них вспоминал о комедии поставленную по пьесе Михаила Старицкого «За двумя зайцами», отметив, что отец сам придумывал шутливые высказывания, которые после выхода на экраны комедии стали крылатыми, и участвовал во множестве юмористических сцен фильма, не было у автора – классика, очень радовался по поводу того, что кинокритики не обратили на это особого внимания.
Судьба к отцу была достаточно жестокая с самого детства, отмечает оператор и сын выдающегося кинорежиссера Михаил Иванов. Мой дед, а его отец – Михаил Спиридонович работал фельдшером в городе Казатин. В 1919 году во время гражданской войны в городе железнодорожников распространился тиф. Дед, спасая больных, заболел и умер. Бабуля осталась с тремя детьми. Отец не любил вспоминать о том трудном периоде в его жизни. Когда приходилось с 13 лет зарабатывать на жизнь. Люди того времени больше жили надеждой, верили в лучшее. У них была молодость и вера. Во время учебы в Бердичевской профессионально – технической школе, юноша довольно серьезно увлекался футболом. Получил позже свидетельство на вождение паровозов и работал в городе Вязьма. За настойчивость и профессионализм молодого направляют на учебу в столицу Советского Союза Москву в химико – технологический институт и парень поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии и стал режиссером, учась у самого известного в то время кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. Среди всей группы желающих учиться на его курсе, он оставил только двух, в том числе и Виктора Иванова, с условием, что те сдадут экстерном программу второго курса обучения. Это будущем режиссеру удалось.
Отца своего впервые увидел, вспоминает сын, в феврале 1943 года, когда ему было всего 4 годика. Они с матерью жили в эвакуации и к ним зашел огромный дядя – военный, мальчик сразу стало ясно, что это и есть его отец. Оказывается, что даже во время войны, а это было после разгрома оккупантов под Сталинградом, за особые заслуги солдаты и офицеры получали дополнительно к врученным наградам 10-дневный отпуск. Именно тогда ребенок впервые попробовала с горячей картошкой невероятно аппетитную и вкусную папину фронтовую мясную тушенку и кисло – сладкие таблетки, трофейные витамины (о конфетах тогда дети и не мечтали). На фронт Виктор Иванов попал не сразу, ибо он, как кинематографист имел броню. Снимал короткометражные художественные и документальные фильмы о военном героизме на фронтах. В первые годы войны им был снят фильм «Три танкиста», который невероятной пользовался популярностью среди бойцов. В нем пел известный актер и певец Марк Бернес. На фронт отец попал добровольцем, после того, как ушел воевать его друг и коллега писатель, кинорежиссер и сценарист Александр Довженко. Именно он подарил при встрече Виктору Иванову толстую записную книжку, которую попав на фронт во время боя на Букринском плацдарме под селом Балико-Щучинка, потерял на поле у Переяслава. Сам едва остался жив, повезло, что люди заметили сапоги из-под присыпанной землей воронки и вытащили контуженого и раненого офицера. А фронтовая специальность у отца была – командир роты огнеметчиков. Их называли смертниками. На этот раз повезло. Осенью 1943, подлечившись, офицер уже освобождал родной дом, киностудию и столицу Украины от оккупантов. Опять тяжелое ранение, комиссовали, дали инвалидность. Вернулся на киностудию, но инвалиды здесь были нужны.
Писал детские книги. Первый весомый фильм снял только в 46 лет. После захватывающего просмотра кинофильма Виктора Иванова «Олекса Довбуш» подружился с ним будущий режиссер фильма «Тени забытых предков», поставленный по роману Михаила Коцюбинского Сергей Параджанов. В будущем опального армянского режиссера захватили в фильме карпатские горы, романтический колорит, свобода и дух. Именно они вдохновили друга на постановку вышеупомянутого легендарного украинского фильма международного признания в 1964 году. Виктор Иванов, вспоминает сын режиссера Михаил, рассказывал, что Сергей Параджанов был милой, доброй и щедрой человеком, без хитринки, наивный, как дитя. Никакого антисоветизма в его душе не было. Просто он говорил, что думал. Виктор Иванов, имея более реальный жизненный опыт, видел, что открытость Параджанова добром не закончится и часто покупал торт и шел уговаривать друга меньше говорить лишнего. Тот обещал: “Вай, харашьо, дарагой! Буду нем, как фарел в Тисе”, а на следующий день возвращался снова к своему. Суд над Параджановым был закрыт. Отец негодовал, волновался, но ему намекали, что тоже может произойти и с ним. Ужасно, что талантливому режиссеру, который не умел прогибаться перед руководством, как творческому человеку, который не хотел снимать по заказу конъюнктур фильмы, не давали работать. Запомнился в нашей семье и на киностудии еще один случай, который произошел с отцом и который свидетельствует о его человечности, порядочности. Как-то, прогуливаясь киностудией, он нашел толстую кожаную папку, полностью наполненную пачками денег, квитанциями и документами. Не колеблясь, сразу обратился к диспетчеру, а затем представил, что может произойти с человеком в таком случае? Человеку станет плохо. Именно в медпункте и обнаружил хозяина денег. На «Москвиче» отца ездила половина киностудии, всем доверял ключи или запаску, а сам ездил без нее. Когда его не стало, среди бумаг оказался длинный список тех, кто занимал у него деньги. Только напротив двух фамилий была отметка, что долг был возвращен.
Умер Виктор Иванов рано, в 73 года, выглядел значительно моложе. Сердце не выдержало. Лечился от инфаркта в стационаре, выключили свет и медики не смогли простерилизовать шприц, чтобы сделать вовремя инъекцию.
Информация взята с Википедии и Музея Истории г.Казатин.