В центре города находится костел Матери Божьей, но, как оказалось, это не первый костел в Казатине. Когда-то, в начале XX века, был построен другой, с таким же названием. Все о нем слышали, но никто не имеет представления, каким был его внешний вид. По свидетельствам старожилов, костел находился на месте нынешнего узла связи (почты).
До 1911 года Казатин принадлежал к римско-католической парафии святого Антония в Белополье. В самом Казатине была деревянная часовня на католическом кладбище, в которой молились во время похорон. Инициатором и спонсором строительства костела Матери Божьей Доброй Совета (его так назвали в честь иконы) был местный богатый и образованный шляхтич Марьян Васютинский (его стараниями, кстати, Казатин получил статус города). Средства собирали отовсюду, в том числе и от польских состоятельных прихожан. Издавалась брошюра, на которой был изображен проект будущего костела с надписью «Костел в Казатине» на польском языке. Благодаря этому удалось собрать достаточно средств для начала.
Строительство началось в 1911 году, а завершили костел в 1918. Здание было построено в неоготическом стиле, из красного кирпича. Костел имел три алтаря, искусно выполненные образы. Проект святыни – уникальный, еще одна такая была возведена во Франции, а это была уменьшенная копия костела Св. Николая в Киеве. Архитектором столичного костела был Владислав Городецкий, возможно, именно он был и архитектором Казатинского, ведь между киевским и нашим очень много общего.
Во-первых, оба выполнены в неоготическом стиле; во-вторых, Казатинский костел начали строить в 1911 году, после завершения строительства в Киеве 1909 года. В-третьих, оба построены на сваях, а это в то время была новинка, и к тому же – идея самого Владислава Городецкого, молодого и талантливого в то время архитектора. Сам Городецкий был родом из нынешней Винницкой области, из села Шолудьки, Немировского района, существует до сих пор. Он мог разработать проект для своих земляков, которые в то время собирали средства для сооружения костела. Еще один убедительный факт – это то, что, как утверждают очевидцы, материал, из которого был построен костел, был очень прочный, а значит, очень качественный. А у Городецкого был свой бетонный завод под Киевом, и материалы именно с этого завода архитектор использовал для своих проектов.
Пятилетка уничтожения религии
Во времена большевистской власти началась кампания преследования верующих.
Начиная с конца 1920-х годов, власть перешла в открытое наступление против религии, а вторая пятилетка была объявлена пятилеткой уничтожения религии. Гонений испытывали в первую очередь священники. Есть свидетельства, что уже в 1926 году был арестован местный ксендз Самосенко. Приговор – десять лет лишения свободы. Однако моления в костеле продолжались до 1930-х годов. Последний Казатинский ксендз тех времен – Дажицький.
Решение об уничтожении костела было принято в 1934 году, из строительного материала намеревались строить школу. Однако костел был разрушен только в 1936 году. Стены оказались настолько прочными, что пришлось вызывать военных со взрывчаткой. Собралась большая толпа местных жителей, слышались проклятия в адрес вандалов. Представители власти угрожали уничтожить костел вместе с возмущенными казатинцами.
Виктория Кондиревич вспоминает:
Известие об уничтожении костела быстро облетела город. Люди стояли часами под его стенами, плакали, умоляли не рушить. Во двор нагнали много рабочих, но никто не решался первым поднять руку на святыню. Все же нашелся один, выбрался наверх, но изувечить, поломать не смог, упал на землю. После этого уже долго никто не приближался к зданию. Но зло вершило свое дело, стали разрушать, несмотря ни на человеческие просьбы, ни на молитвы. Люди, которые жили поближе, успели повиносить немного, хотелось спасти хоть какую-то часть. Сооружение было сделано из кирпича, на крепком растворе. Стены невозможно было разрушить. Применяли даже динамит. Остатки костела еще долго напоминали о его существовании.
Верующим удалось несколько спасти – крест, несколько хоругвей.
Нынешняя школа – из кирпича костела
На католическом кладбище была возведена небольшая часовня, которую впоследствии тоже неоднократно уничтожали. Однако ее каждый раз восстанавливали.
Во время разрушения костела весь строительный материал перевозили на место строительства школы (ныне это первая школа). По свидетельствам старожилов, это был кирпич и ракушечник. Таким образом, центральная часть первой школы построена из остатков костела, который раньше украшал центр города. Все, что не забрали на строительство школы, люди, жившие рядом, разобрали по домам и использовали на строительство своих сараев и подвалов. Через некоторое время стены школы извне поштукатурили, но со временем штукатурка осыпалась, и стало видно старый кирпич бывшего костела. Именно во время ремонта, уже в XXI веке, достаточно хорошо видно кирпич и ракушечник.
Когда я стала директором школы, мне было интересно, почему школу поштукатурили, и почему она со временем осыпается. Когда начала расспрашивали старожилов, мне рассказали, что когда разрушали костел, то кирпич и ракушечник перевозили на строительство нашей школы. Именно из-за неприглядного вида стен школы их решили оштукатурить. Когда мы делали капитальный ремонт, то под штукатуркой хорошо видно старый кирпич и ракушечник.
– рассказывает директор первой школы Раиса Юр-Кирилюк.
Во время немецкой оккупации католическим приходом занимался священник Бреверт, а в помещении бывшего районного Дома культуры службы отправлял немецкий священник.
После войны ходатайство о восстановлении в Казатине римско-католического прихода было начато только в 1975 году. Разрешение, после многочисленных обращений к власти (пришлось ездить даже в Москву), было получено в 1983 году, а окончательная регистрация состоялась 11 июня 1988 года. Фундамент нового, ныне действующего костела был заложен на территории бывшего католического кладбища в 1990 году, а построен в 1999.
Информация взята с сайта музея истории города Казатин, сайта Казатин Ребус и газеты РИА Казатин.