В ХХ в. под названием «Казатин» морями и океанами ходили пять кораблей различного назначения.
1 мая 1969 было опубликовано письмо на страницах местной Казатинской газеты “Жовтневі Зорі”, в котором капитан теплохода “Козятин” Владимир Богданов сообщает местных жителей, в следующем месяце спускается на воду теплоход “Казатин”, названный по инициативе министерства флота в честь нашего города. В настоящее время, пишет капитан будущего судна, он находится в стадии завершения на Галацком кораблестроительном заводе братской социалистической страны Румынии, и ему поручено принять судно от завода строителя. Будущий экипаж будет состоять из 35 моряков молодежно-комсомольского коллектива.
Следующее письмо пришло от команды грузового теплохода подписанное капитаном, секретарём парторганизации А. Волковым, председателем корабельного комитета В. Гошмановым и секретарём комсомольской организации В. Тихановой. 22 августа 1969 делегацию в данном составе принимало руководство нашего города, о чем свидетельствует тот период, и первый секретарь райкома комсомола Нина Швед. Делегация посетила наше училище, школы и предприятия, в том числе и коллектив локомотивного депо им. братьев Валдаевих, подарив на память сувенир-корабль, (он не был макетом судна “Казатин”) который сохраняется и по сей день в музее локомотивного депо . Желающие могут его увидеть, посетив музей. Теплоход был списан в 1996 и продан компании “Аssa” в Бейрут. Она в свою очередь сдавала его в аренду уже под новыми названиями, затем разобрала 15 июля 2001 в Мумбаи.
В областной газете “Винницкая правда” за 13 июля 1969 опубликована статья автора Г. Фурмана – завотделом промышленности газеты “Маяк” г. Калининграда, где рассказывается, что станцию Казатин хорошо знают тысячи и миллионы пассажиров, путешествующих поездами в разные уголки евро континента. Но, вскоре, об одной из крупнейших на Юго-Западной железной дороги станцию, узнает весь мир. На Николаевское судостроительном заводе им. Носенко спущен со стапелей 1 апреля 1969 на воду большой морозильный траулер “Казатин”. Судно было принято моряками калининградского управления “Мортрансфлоту” и переведоно с 9 июня в Одессу для оборудования необходимой техникой и оборудованием, а дальше отправят в порт Петропавловска на Камчатке. Команда траулера состояла из около 100 человек. Капитаном судна назначен Гарри Андреевича Субботина. Рыбачий траулер бороздил Атлантику, обойдя Африканский континент. Команда дальневосточного судна ловила рыбу в Тихом океане, в том числе и ставшего таким популярным в 1977г. у советских людей сельди иваси. В 1994 рыболовный траулер был списан, о чем извещает газета “Рыбак Камчатки” и продан.
Можно предположить, что данные корабли были так названы, благодаря нашему земляку контр-адмиралу флота Леониду Колышеву, который не забывал город своего детства и юности и часто посещал его.
И совсем недавно удалось узнать, что в начале ХХ века в 1 Мировую войну на речном флоте ходила грунтозаборное канонерская шаланда “Казатин” (в 1917-1920. “Кавказ”), которая была мобилизована в феврале 1917, вооруженная и с 6 июня вошла в состав флота. В январе 1918 перешла на сторону советской власти. 28 марта 1918 захвачена австро-немецкими войсками в Одессе, с ноября 1918 служила белогвардейцам, а с декабря 1918 англо-французским интервентам. С апреля 1919 снова входила в состав белогвардейского флота. 14 ноября 1920 похищена врангелевцами в Константинополь, а 29 декабря 1920 интернирована Францией в Бизерте. Служила в свое время в теплоходного альянсе “Елизавета”.
Информация и изображения взяты с сайта Музея Истории Казатина.